Эльдар Гаджиев: Искусство без границ

DVR7I_croper_ru.jpeg

Ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Данные археологических исследований, проводимых на территории Азербайджана, и литературные источники свидетельствуют о том, что искусство ковроделия зародилось в этой стране в глубокой древности. В ноябре 2010 года «Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в Азербайджане» внесли в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Неисчерпаемое сплетение узоров, полет творческой фантазии и высокое мастерство - вот что такое азербайджансий ковер. О том, как создают такие ковры, в чем секрет их мировой популярности и почему важно использовать национальные мотивы – в интервью с известным азербайджанским ковроделом Эльдаром Гаджиевом.

- У Вас профильное образование по ковроткачеству?

Я окончил Институт Искусств в 1984 году, факультет текстиля, художественного ткачества, ковров. Так и работаю по профессии. Мой учитель был замечательным специалистом, именно он написал учебники, где определил наши азербайджанские ковры по зонам, дал им названия, объяснения. Можно сказать, что он стал основоположником современного ковроткачества, который дал будущее этому старинному виду искусства.

- В какой технике Вы выполняете ковры и откуда берете идеи? Это фантазия, вдохновение, либо следование национальным мотивам?

Есть разные школы. Например, наши национальные орнаменты – геометрической формы, и разделяются по зонам.

На моих коврах - миниатюры и сюжеты. Много сюжетов я нахожу в произведениях Низами Гянджеви - нашего великого поэта. Мне нравятся его пять маснави (больших поэм) («Хамсе»), по которым я создал большинство миниатюр. Также у меня есть много работ, вдохновленных творчеством Омара Хайяма – персидского философа, математика, астронома и поэта. В последнее время я перевожу на ковер сюжеты и миниатюры, связанные с нашей национальной одеждой, обычаями, украшениями. Всё это для того, чтобы популяризовать культуру Азербайджана.

- Также Вы пишете картины?

Да, они существуют как отдельная ветвь моего творчества. Я создаю ковры и занимаюсь декоративной живописью.

imgonline-com-ua-Compressed-UltcnTya8Xz.jpg

- С какими материалами Вы предпочитаете работать?

В основном я работаю с шелком, но иногда также смешиваю шелк с шерстью. Работа с шелком – ювелирная. На нее уходит больше времени, художнику и ткачихам приходится трудней, ведь шелк блестит и тяжело ткется.

- Сколько времени занимает создание одного ковра?

Если масштабная работа, то много. Я выткал ковер в 11 квадратных метров, и на это у меня ушло около года, может, даже чуть больше. Ведь ковер ткется вручную, это забирает много времени. Также есть сложный процесс окрашивания ниток в разные тона, чем я также занимаюсь лично. Например, в большом ковре, который у меня на выставке, по каталогу красок до 80 разных цветов и оттенков. Только одного цвета может быть 7-8 оттенков.

- Часто ли заказчики озвучивают Вам свои желания, или полагаются на Вашу фантазию?

Чаще всего человек чего-то хочет, однако без детализации, говорит об идее в целом. Тогда я показываю разные варианты работ, и у него есть возможность выбрать то, что нравится больше. Обычно какой-то ковер соответствует вкусу покупателя. Иногда бывает, что идет конкретный, детализированный заказ. Это в тех случаях, когда работа связана с портретом, или будет подарком к определенному событию.

imgonline-com-ua-Compressed-pcduhzTit2P.jpg

- Есть ли у вас работа, которая запомнилась больше всего?

Самая большая работа, которую я сделал к последней выставке, которая прошла месяц назад, это ковер в 11 квадратных метров. Я первый раз создал настолько большое произведение. Обычно у меня работы 2,5-3 м2 – стандартные ковры. А этот – очень большой, поэтому вызвал восторг и удивление гостей выставки. В центре ковра по сюжету стоит среди скал сам Низами, а вокруг него – герои его произведений.

- Сколько времени вы шли к вашей второй персональной выставке?

Моя первая выставка была два с половиной года назад. После нее я начал готовиться ко второй, где представил 8-10 ковров и 20 картин.

imgonline-com-ua-Compressed-z7aFNPMqpn4hh.jpg

- Проводите ли Вы мастер-классы?

У меня были ученики, с которыми я проводил мастер-классы и рассказывал о орнаменте. Если человек хоть немножко может рисовать, то можно научиться за три-четыре месяца. Однако, может потребоваться гораздо больше времени. Орнамент – вещь сложная.

- Какое отношение молодежи к использованию национальных мотивов в искусстве?

Сейчас у нас национальное мотивы в тренде. Посуда, ковры, интерьер – всё делают в стиле Азербайджана, к тому же, есть поддержка со стороны правительства. Молодежь тоже старается себя проявить, как может – в песнях, искусстве и так далее.

- Ваши дети пошли по вашим стопам?

Старшие - нет, выбрали каждый свой путь; а малышка – посмотрим, еще неизвестно. Она рисует, ей нравится. Я хотел бы, чтобы она пошла по моим стопам, я бы научил ее и направил.

imgonline-com-ua-Compressed-U3Dk29iwcpMj5.jpg

- Семья понимает и поддерживает Вас?

Семья меня всегда поддерживает. Первые ценители всех моих произведений – это родные и друзья.

- Вы вообще отдыхаете?

Честно говоря, не отдыхаю. Бывает, сижу до 4 ночи и работаю – или дома, или в магазине. Нагрузка очень большая, думаю, уже пора задуматься об отпуске, путешествиях. А то сейчас все время уходит на работу, в данный момент вдохновляюсь Азербайджаном. Как только приходят новые идеи, стараюсь сразу перенести их на ковры.

- Есть Ваши личные секреты в изготовлении ковров?

Секретов нет, главное – воображение. Делать что-то новое, нетипичное, тогда это будет круто. Мои работы яркие, уникальные, поэтому вызывают повышенный интерес.

- Мечтаете о всемирной славе?

Нет, но хочу подняться в уровне своих робот, делать больше и лучше, постоянно совершенствоваться.

Facebook: Эльдар Гаджиев

Tel (WhatsApp): +994 50 313 33 36

 

.